На главную
  Рецензии  

Девятая рота

29.10.2005

Я впервые вижу, чтобы после просмотра фильма люди так долго не могли смотреть друг другу в глаза, и так долго сохранять молчание. Всё пространство около кинотеатра в миг окутывается сигаретным дымом; мужчины и женщины, не стесняясь, пускают слёзы. На сеансах не принято хрустеть поп-корном; у ветеранов афганской войны во время просмотров «съезжает крыша».

«Девятая рота» — это фильм, основанный на реальных событиях, происходивших в январе 1987 года. Рота номер девять триста сорок пятого отдельного парашютно-десантного полка выполняла боевую задачу — обеспечение прохода транспортной колонны в провинции Хост. Драматизм ситуации заключён в том, что никакая колонна там так и не прошла — войска уже начали выводиться из Афганистана.

Действие картины охватывает, наверное, самый длинный год в жизни её главных героев. Для большинства — последний. Персонажи христоматийны: бывший беспризорник (Лютый), отец молодой дочки (Стас), художник (Джоконда), будующий педагог (Воробей) — их насегда связала война. Любопытно, что никто из главных актёров в армии не служил, хотя сыграли все отменно. Пройдя учебку, попав на войну в разные роты, снова объденившись, солдаты принимают свой главный бой. В живых остаётся только один, хотя на самом деле в боях 1987 года погибло шесть человек.

Фильм уникален. Впервые на российских экранах правдоподобно падает самолет, в картине не мелькают надоевшие всем Ярослав Бойко, Гоша Куценко и Константин Хабенский. Наконец-то появилось что-то лучше, чем «Спасение рядового Райана».

Фильм красив. Армейская шлюха с обложки журнала, маковое поле орошаемое слезами прапорщика Дыгало (Михаил Пореченков), туманные закаты и восходы. Художник Джоконда уверял, что пошёл на войну из-за красоты — и красиво получил пулю в лоб, забрызгав ею афганские горы.

Фильм политичен. Про Чечню снимать рано, про Великую Отечественную уже поздно. Про власть ни слова вслух. В сценарий по-американски подмешана хорошая порция идеологии (братство, дружба, ответственность), но в фильме нет (и не должно быть) патриотизма — в Афганистане никогда не было колхозов. Гротеск: солдат-чеченец по прозвищу Пиночет вместе с русскими и хохлами исполняетинтернациональный долг в Афганистане.

Фильм с ошибками. Первый ляп смотрите внизу:

Камуфляж в пятнах был только у комполков, все остальные носили «двухцветку» или «песчанку».

Также хочется отметить, что в 1988 году в Афганистан уже не посылали. Из уст замполита слышна абсолютно неверная фраза «За всю историю никто и никогда не сумел завоевать Афганистан». В 19 веке улицы Кабула зачищались английскими войсками. Да и воевали, собственно, не с первобытными пуштунами, а со специально обученными американскими наёмниками (многие из наших привезли из Афгана трофейные кроссовки «Nike»). Вывод войск — не поражение, о котором в конце фильма говорил единственный выживший солдат, а Родина — не название государства, которое пусть и сгинет через два года.

Фильм похож на другие. Авиация в последнем бою прилетает во всех фильмах (оттого и ожидаема).

Фильм качественный. Пусть в нём снимаются и вчерашние студенты, пусть снимали популярные клипмейкеры Максим Осадчий (камера) и Фёдор Бондарчук (режиссура), пусть и кровь слишком тёмная, пусть камера постоянно дрожит, но фильм сделан на крепкую «четвёрку». До «пятёрки» ему не хватает чуть-чуть: исторической компетентности режиссёра.

Этот фильм снят для всех. Нынешняя молодёжь уже не смотрит фильмы про Великую Отечественную (а их теперь показывают только на девятое мая); они не знают, кто такой Сергей Бондарчук. Эта картина заставляет подавать деньги солдатам, заставляет слушать военные песни, а также заставляет выпить стоя за всех погибших на любой войне.

Вдогонку:

Другие рецензии

  Кинодневник Письмо Файлы Ссылки Разное О сайте Дневник Карта сайта  
 
2002 — 2024, AlexHempDesign.